Каждому, кто хоть раз за штурвалом катера выходил на воду России, знакомо это безотчетное ощущение риска, связанное с тем, что окружающее нас пространство с его прибрежной инфраструктурой, по меткому замечанию поэта, для веселья и отдыха как-то мало оборудовано. Тут тебе и топляки, и ржавая арматура, торчащая из стен причалов и шлюзов, и отсутствие заправок на воде – постоянная головная боль: хватит ли топлива на обратный путь и не пора ли уже обдумать спасательную операцию?
Фактически это приводит к тому, что наша свобода на воде становится иллюзорной, и мы, как якорными цепями, оказываемся прикованными к задымленной городской акватории, уйти от которой, как оказывается, невозможно.
Думаем, вам уже стал понятен тип судов и жанр яхтинга, предпочтительный в наших навигационных реалиях, при повсеместно затрудненном доступе к топливу на воде. Не важно, близко или далеко мы собираемся плыть. Важно другое: мы не хотим терять время и нервы на частую заправку судна, даже если нам самим не придется ворочать тяжелые канистры или катать туда-сюда бочку с насосом. Потому что свободное время нашего отдыха – это то, что мы не сможем купить за деньги. И редкие в наших широтах солнечные летние выходные хотим использовать на всю катушку, не думая о пустых танках и необходимости возвращаться для дозаправки.
Еще одно замечание, рожденное опытом, — не хотелось бы каждый раз останавливать судно и бросать якорь для того, чтобы перекусить и выпить с друзьями рюмку-другую чая. А ведь приходится, так как стремительный полет на глиссирующем ходу с постоянными ударами корпуса на волне к еде и питью не располагает (зубы жалко!), да и поговорить толком не удается. Ей богу, для скоростных процедур лучше иметь гидроцикл или лодку — РИБ, а общаться хотелось бы без преодоления искусственных преград – их и на берегу, знаете ли, хватает.
Короче, господа, мы хотим настоящий корабль, вкладывая в это понятие прочность корпуса, высокую мореходность, автономность и, конечно, комфорт – больше его или меньше, зависит только от нашего желания и состояния банковского счета. Но непередаваемое ощущение обладания настоящим кораблем и спокойный размеренный ход, позволяющий наслаждаться красотой окружающих пейзажей, — это именно то, чего нам так недостает в кипящей от стрессов жизни.
Именно поэтому мы на время перестанем поддаваться магнетическому глянцу белоснежных глиссирующих корпусов, «уплетающих» десятки и сотни литров топлива в час, не станем впадать в эйфорию, глядя на линии эротически-сладостного средиземноморского стиля, коими полны и наши выставки, и яхтенные журналы, а обратим взгляд в сторону многовековых традиций, за которыми стоят слава и опыт легендарных моряков и корабелов – голландских мастеров. Речь идет об очень популярных в Европе, Канаде и Штатах водоизмещающих судах – голландских экспедиционных яхтах из коррозионно-устойчивой стали, с многослойным покрытием из высококачественных грунтов и красок, отгоняющих прочь даже самую мысль о ржавчине. В любой яхтенной гавани мира, от Лондона до Сиднея, в самом дорогом «светском» окружении вы все равно не сможете равнодушно отвести взор от этих непохожих на другие яхт (сверкающих глянцевым лаком полированных вороненых бортов, одетых в роскошь драгоценной деревянной отделки, мягкой матовой алькантары, бархатного яхтенного велюра, нержавейки и хрома), под тиковыми палубами которых бьются неутомимые сердца экономичных морских дизелей. Это совсем иной уровень свободы в походе и при швартовке. И само слово поход из шутливой гиперболы становится реальностью, полной романтики и свежего ветра.
Тысяча и более морских миль на одной заправке становятся возможными благодаря водоизмещающему режиму движения, поскольку, в отличие от глиссирования, здесь не требуются мощные моторы в сотни и тысячи лошадиных сил. Здесь оказывается достаточно несколько десятков «лошадок» с расходом горючего всего в 4-7 л/ч. При объеме бака 500-1000 л этого хватает на многие дни непрерывного движения со скоростью 8-9 верных узлов, что дает возможность достичь гаваней других городов и стран, один раз заправив судно в родном яхт-клубе.
Да, друзья, на этих чудесных водоизмещающих яхтах мы можем идти по-настоящему далеко, потому что никуда не торопимся, наслаждаясь красотой проплывающих мимо нас берегов. Пусть нас обгоняют те, кто еще не понял нашего кайфа и пока что не стал нам в кильватер, покинув однажды строй глиссирующих собратьев. Зато на крутой волне наш корабль идет, как утюжок, уверенно разглаживая сморщенную воду, не испытывая на курсе ни ударов, ни качки – так что бокалы и тарелки не улетят со стола, как это раньше случалось с нами на белоснежных скоростных торпедах.
И мы имеем возможность целую неделю идти без остановок, проходя в сутки по 300-500 км, что дает в результате отличный аппетит и крепкий сон всего экипажа в уютных по-домашнему каютах. А вдобавок мы получаем еще и такие преимущества, как район плавания категории «В» (off-shore), а значит высокую мореходность на штормовой волне и заодно полное наше презрение к плавающим бревнам и ржавым причалам. Потому что мы с вами больше не боимся внезапных аварий и неожиданного ремонта. И эта свойственная владельцам моторных водоизмещающих яхт непоколебимая уверенность в корабле – тоже яркое их отличие от тех бесшабашных игроков в морскую рулетку, кто сломя голову, несется пластмассовом глиссере, обмирая на отмелых местах и не имея шансов хоть на минуту забыть о грозящих из под воды бревнах и камнях.
Это и впрямь настоящие многоцелевые корабли для дальнего похода и яркого отдыха на воде с друзьями и близкими. Мореходные лодки – не дизайнерские однодневки, созданные для того, чтобы поразить чье-то воображение экстравагантностью изменчивой моды. Выбор такой яхты имеет много общего с выбором дома, как родового гнезда. Здесь кроме сухих цифр водоизмещения и параметров мореходности, нужна еще любовь с первого взгляда и уверенность в том, что корабль будет служить верой и правдой до глубокой старости. С моторными водоизмещающими яхтами так и происходит – дети и внуки владеют ими спустя десятки лет после постройки – не случайно у этих яхт всегда стабильно высокая возвратная стоимость: течение первых 20 лет постройки они почти не теряют в цене.
Неудивительно, что спрос на такие яхты обгоняет предложение. Купить новую лодку в Голландии, даже с «живыми» деньгами приехав на верфь, практически невозможно. В огромном большинстве случаев они продаются еще на стапеле или вообще в чертежах. И заказывать такие яхты всегда приходится минимум за год, к началу следующей навигации. Но зато получается настоящий custom made, и эта игра стоит того, чтобы в нее включиться. Против таких правил нечего возразить. Лучше всего им следовать.
Выдержки из статьи Александра Рыскина.